NIKITA | Дата: Среда, 09.07.2025, 06:25 | Сообщение # 1 |
 АДМИН
Группа: Администраторы
Сообщений: 67
Статус: Offline
| Афганская разнарядка
 15 февраля — день памяти воинов-интернационалистов, день окончания боевых действий в Афганистане. На встречах ветеранов можно встретить людей, на груди которых нет боевых наград. Есть знак «Воин-интернационалист», медали «От благодарного афганского народа» и «70 лет ВС СССР», но боевых наград нет. Как такое может быть? Они что, не воевали, не глотали афганскую пыль, не выполняли боевые задачи?
Комментарии ветеранов на тему: «Хотя бы всех до единого духов перебей, если на твоё подразделение нет разнарядки на медали и ордена, то о наградах можно забыть». Непонятно, как военное и политическое руководство страны регламентировало героизм в действующей армии.
За то если есть разнарядка, то можно и ничего из ряда вон выходящего не совершать. Всё равно получишь, если соблюдены определённые условия и правила игры.
Разнарядка на награды: не все «афганцы», наверное, даже знают, что это такое. Разнарядка на награды представляла собой список, в котором определялось количество наград, выделяемых для каждого полка или дивизии.
Я вспоминаю рассказ своего друга, механика-водителя Серёги Бойкова. В начале 1980 года наш полк передал свои боевые машины (БМД) вместе с экипажами в 56-ю десантно-штурмовую бригаду. Ушёл туда и мой товарищ, механик-водитель Сергей Бойков. Встретился я с ним только через 30 лет. Он рассказал, что в бригаде был механиком-водителем боевой машины одного из комбатов. Их батальон «работал» вдоль иранской границы.
— Вызывает, — рассказывает Сергей, — меня комбат. Сидит за столом, перед ним какие-то бумаги. Говорит мне: «Бойков, я предполагаю представить тебя к „Отваге“». А я, — продолжает Серёга, — к тому времени забурел, отношения с комбатом хорошие. Спрашиваю его: «Товарищ капитан, почему „За отвагу“, а не „Красную звезду“?» Думал, — говорит, — что из-за близости к начальству проскочит (смеётся). А комбат отвечает: «Вот смотри, Бойков. Мне дают на батальон четыре „Красных звезды“ и десять „За отвагу“: итого 14 наград. Я уже мозги сломал. Как мне их распределять? Только офицеров пятнадцать человек».
Афганская разнарядка стала символом парадоксальной и порой несправедливой системы награждения, в которой настоящая доблесть могла оказаться неоцененной.
Перед увольнением в запас нас, сержантов-дембелей третьего батальона 350-го гвардейского парашютно-десантного полка, собрал комбат, гвардии капитан Анатолий Фроландин. Он сказал на прощание теплые слова и объявил: «Я каждого из вас представил к ордену Красной Звезды». А затем добавил что-то вроде: «Как там дальше будет развиваться ситуация, не знаю, но постараюсь сделать всё, что в моих силах». Мы не совсем поняли, о чем он. Когда разошлись, ко мне подошёл писарь батальона и сказал: «Ты бы видел, что в штабе сейчас было. Наградные отказались принимать. Фрол (комбат) психанул, высказал в глаза всё, что он о штабных думает, и покрыл трёхэтажным матом абсолютно всех, кто там находился». Я удивился и спрашиваю: «А в чем проблема, почему не принимают?» Писарь отвечает: «Так у них (офицеров) у самих ещё не у всех ордена есть: как же они вам их отдадут». Тогда это показалось странным. А оказалось, что это было системой.
Через Афганистан прошло свыше 600 тысяч человек. Из них 525,5 тысяч составили солдаты и офицеры Советской Армии, 21 тысяча представляла гражданский персонал, 95 тысяч — сотрудники КГБ, включая пограничников, внутренних войск и милицию.
Около 200 тысяч военнослужащих получили различные ордена и медали (из них 11 тысяч — посмертно), а 86 человек были удостоены звания Героя Советского Союза (из которых 28 — посмертно). Среди награждённых — 110 тысяч солдат и сержантов, 20 тысяч прапорщиков, более 65 тысяч офицеров и генералов, а также свыше 2,5 тысяч служащих Советской Армии, включая 1350 женщин.
Награждённые военнослужащие — 110 тысяч солдат и сержантов и почти 90 тысяч прапорщиков, офицеров и генералов. Вот такое соотношение: чуть ли не один к одному.
На груди у большинства ветеранов-срочников, прошедших Афганскую войну, нет боевых наград, разве что нагрудные знаки. Это вызывает вопрос: почему командиры так «высоко» оценили их заслуги перед Родиной? Они воевали наравне со всеми, но не были отмечены своими взводными, ротными. Хотя, судя по соотношению награждённых солдат и офицеров, о себе командиры не забывали.
История пулемётчика нашего взвода Юрия Заботина — ещё один пример. Весной 1980 года рота попала в засаду. Юра получает тяжёлое ранение — ему автоматной очередью прошили брюшную полость. Госпиталь, операция и комиссация из армии с назначением инвалидности. Никто из однополчан о его дальнейшей судьбе не знал, но все были уверены, что Юра награждён орденом «Красная звезда». Так полагалось за ранение или гибель. И вот лет десять назад мне дали его телефон. Мы созвонились, поговорили, вспомнили тот день. Спрашиваю: «Юра, ты получил награду?» Он отвечает: «Да». Я говорю: «Красная звезда?» Юра отвечает: «Нет, „За боевые заслуги“». Как же так? У тебя тяжёлое ранение, инвалидность. «Не знаю, — говорит, — вот через пару лет прислали „За боевые заслуги“».
Говоря о наградах, вспоминается выступление военного прокурора, предложившего направить в Москву ходатайство о предоставлении командирам дивизии права своим приказом награждать отличившихся хотя бы двумя медалями: солдат — «За отвагу», офицеров — «За боевые заслуги». Так, мол, было в годы Великой Отечественной войны. Полковник привёл пример из кинофильма «Горячий снег»: генерал вручил орден солдату прямо на поле боя».
Из Москвы пришёл ответ: «Не представляется возможным. Боевые действия официально не ведутся».
Что тут сказать? Мы получили боевой приказ, и мы выполнили его.
Что касается утверждения о том, что боевые действия не ведутся, то до своей гибели в мае 1980 года наш начальник штаба полка, гвардии майор Иванов, успел сделать запись в наших военных билетах на 7-й странице: «В 1980 году участвовал в боях с бандами мятежников при оказании интернациональной помощи в ДРА». Полковая печать и подпись: начальник штаба в/ч 65581, гвардии майор Иванов.

Так что официально боевые действия не велись, но юридически были подтверждены записью в военных билетах.
Из мемуаров замдиректора службы внешней разведки генерала Кирпиченко: «Были совещания у других министров, в том числе у военного министра Д. Ф. Устинова. Последний проводил совещания неторопливо, с чаепитиями и всевозможными отвлечениями от главной темы. Иногда разговор принимал характер, далекий от повестки дня. Однажды, во время такого затянувшегося отступления от темы, я стал развлекать себя тем, что начал подсчитывать количество и качество орденских планок у наших военачальников и обнаружил удивительную гармонию в системе награждения. У Ахромеева было на один орден больше, чем у Варенникова; у Соколова — на один орден больше, чем у Ахромеева, а у Устинова — на два больше, чем у Соколова. Видно, в аппарате ЦК КПСС какие-то специальные люди зорко следили за тем, чтобы не было никаких нарушений в субординации. Каждый герой должен точно знать своё место в ряду героев».
P.S. Автор не ставит задач разоблачить кого-либо или оскорбить. Данное эссе — это информация для размышления, не более того.
рота связи 15.02.1980-25.11.1981
|
|
| |
NIKITA | Дата: Четверг, 10.07.2025, 20:11 | Сообщение # 2 |
 АДМИН
Группа: Администраторы
Сообщений: 67
Статус: Offline
| Гирченко Юрий Викторович Где твои ордена?
Где твои ордена? - Я у друга спросил. Ты ведь был на войне, Не мундир ты носил.
А носил ты хэбэ Всё в грязи и в поту. Где награды твои, Я никак не пойму?
И ответил мне друг, Призадумавшись в миг: - Все они у того, Кто выписывал их.
Кто листы наградные На подпись носил. Кто не видел войны, Но себя не забыл.
Не забыл он себя В наградные включить, И, конечно же, первым Орден тот получить.
рота связи 15.02.1980-25.11.1981
|
|
| |
luna71176 | Дата: Суббота, 12.07.2025, 22:54 | Сообщение # 3 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 429
Статус: Offline
| Игорь Пузанкевич
Описываемый в этой теме вопрос награждения военнослужащих в Афганистане далеко не однозначный. Более полно на это могли бы видимо ответить кадровые органы 40-й армии и её частей. О так называемой разнарядке на награды я не слышал. Ограничения, я бы так назвал их, были. До полугода службы в Афганистане к наградам не представляли. За исключением раненых и погибших. Имевших взыскания, думаю, тоже. Разнарядка возможно и была на высшие награды. Но я не хочу говорить за кого то, а напишу несколько строк как этот вопрос воспринимал я сам. Как замполиту инженерно-сапёрной роты бригады (83-84) мне приходилось писать наградные листы на офицеров и бойцов своей роты. Я не случайно указал годы свой службы в 70-й ОМСБр, потому что в разные годы этот вопрос решался по-разному. По моим наблюдениям ближе к выводу войск из Афганистана это решалось проще чем в наше время. Но опишу как это было в ИСР в мои годы. После очередной операции или каких то боевых действия вопрос о награждении мы обсуждали с командирами. Затем я получал в секретке наградную тетрадь (прошитую, с пронумерованными листами) и садился писать наградные листы. Потом эта тетрадь сдавалась в штаб бригады, где и принимались решения о дальнейшем подписании комбригом и отправлении в штаб 40-й армии. Этим занимался отдел кадров. Однозначно погибшие представлялись к ордену Красной Звезды. Орденом Красного Знамени при мне награждений не было. Что касается офицеров и прапорщиков ИСР, то тут главным было мнение командира роты и начальника инженерной службы бригады. Могу рассказать на своём примере награждения. Первый раз на меня на орден Красной Звезды отправлял начальник политотдела в 1983г. Но наградной вернулся (как мне потом сказали) с надписью сделанную карандашом «Не принято положительного решения». Второй раз в 1984г. комбриг В.Логинов после операции на совещании в клубе поднял меня и сказал, что представляет к ордену Красной Звезды. Его мне вручили в сентябре 1984г. на плацу бригады. Указ ПВС СССР от 13 августа 1984г. Этим же Указом звания ГСС был удостоен командир 2 дшр Игорь Запорожан. Честно сказать, я бы всех бойцов своей ИСР, особенно сапёров, представлял бы к государственным наградам. Кстати, у сапёров есть знак «За разминирование». Им награждались сапёры приказом МО СССР. За свои два года я неоднократно составлял списки сапёров роты, представляемых к награждению этим знаком, но они где то терялись и ни один сапёр в 83-84 годах из ИСР не был награждён. Позже на фотографиях видел награждённых сапёров роты эти знаком. Радует, что хоть позже, но вопрос сдвинулся с места и стал решаться положительно.
Олег Большунов Чем дальше от войны..., а теперь все в разведчики подались. Это байка такая. Теперь пишут все кому не лень и главное те, кто толком эту тему и не знает. Пусть все будет ими написанное на их совести. В нашей бригаде в наши годы 1984-1985 гг ни каких разнарядок и в помине не было. Я подавал документы на всех отличившихся в бою. Раненых и погибших мы тоже представляли к боевым наградам. Могу сказать, что представлять к награде имеет право только непосредственный командир или начальник. А штаб только печатает и ставит печать на наградном листе. Все исполнялось в секретных тетрадях, потом печатали в чистовике и проверяли тщательно! Я везде ставил свою подпись как исполнитель наградного листа. Работа кипела днем и ночью. При мне мы исполнили несколько тысяч наградных листов. Многое конечно, зависело от взаимоотношений начальника и подчиненного. Свою политическую бдительность конечно же проявляли и политработники. Они зорко следили за всеми правонарушениями и со своей точки зрения могли и зарубить орден или медаль. Почитайте книгу «Афганский капкан», которую написал наш Синельников. Он входил с нашей бригадой в Кандагар, вернее тогда еще полком 5 дивизии Шинтдантской. Там он много и правдиво обо всем рассказывает. Бардака всегда хватало и с избытком. Представление к боевым наградам не являлось моей прямой служебной обязанностью, мне это дело негласно поручили. Я был помощником начальника отдела по офицерам и прапорщикам, вот мне это дело и доверили. Повторюсь, разнарядок нам никто не давал по поводу орденов и поэтому всех представленных командиром подразделения к награде мы оформляли установленным порядком и отправляли секретной почтой в Кабул. Однажды самолет с почтой духи сбили недалеко от Арианы. Мы потом долго восстанавливали утраченные документы.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Суббота, 12.07.2025, 23:16 | Сообщение # 4 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 429
Статус: Offline
| 
Комбриг Е.Мещеряков вручает орден Красной Звезды Аркадию Горохову. 1982г.

Комбриг Е.Мещеряков вручает орден Красной Звезды С.Солоненко. 1983г.

Комбриг В.Логинов вручает орден Красной Звезды Михаилу Игнатьеву. 1984г.

Генерал армии Варенников вручает боевую награду на торжественном собрании, посвящённом 45-летию бригады. Возможно орден Красного Знамени сапёру М.Кулиеву.

Комбриг Н.Гришин вручает боевые награды на плацу бригады. 1988г.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
NIKITA | Дата: Понедельник, 14.07.2025, 07:39 | Сообщение # 5 |
 АДМИН
Группа: Администраторы
Сообщений: 67
Статус: Offline
| Система награждения во время Афгана тайна за семью печатями вот пример о представлении ШАКИРОВА МАРАТА к званию Героя Советского союза Итог награжден Орденом «Боевого Красного Знамени» А на фото архивная справка выводы делайте сами
рота связи 15.02.1980-25.11.1981
|
|
| |
luna71176 | Дата: Вторник, 22.07.2025, 11:58 | Сообщение # 6 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 429
Статус: Offline
| 
Фотография первого массового вручения наград в бригаде в ноябре (возможно 7-го) 1980 года. Указ ПВС от 21.10.1980г. Из архива Павла Белова.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |