Афганские хроники. 

Краткая хронология событий
 
 
                                                                    1983 год
СССР потерял в 1983 году 1446 солдат и офицеров.
Если по скудным отрывочным сведениям попробовать воссоздать расстановку сил, она будет явно не в пользу моджахедов. На стороне революционного правительства все силовые структуры: армия, "царандой" (милиция), ХАД (органы государственной безопасности), сочувствующее властям население. И плюс ограниченный контингент, насчитывающий десятки тысяч солдат.
Добавим к тому прекрасное вооружение, превосходящее то, чем располагали душманы. Например, танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, вертолеты и т. д. В итоге объемно и зрительно вырисовывается огромный перевес, способный сокрушить все на своем пути.
Ему же противостояли некие "разрозненные" отряды. И противостояли успешно, о чем, видимо, военные историки еще скажут свое слово.
В 1983 году отмечена активизация ряда племен. В ряды моджахедов вливаются еще тысячи "неучтенных" солдат. Не секрет, и в афганских частях было дезертирство, измены, сдача в плен душманам и переход на их сторону целыми подразделениями. Как и всякая гражданская война, эта, необъявленная, характеризовалась хаосом, неразберихой, отступничеством.
Советские же солдаты в таких условиях обретали опыт боевых действий, меньше допускали ошибок. Однако и год 1983-й ни на шаг не приблизил их к победе, хотя в таких войнах победителей вообще не бывает. Смысл этой войны не стал для них понятней...
Операции, как и раньше, продолжались повсеместно. Несмотря ни на что, солдаты сообщали родным о предстоящей встрече Нового года, о надеждах встретить радостный праздник по-домашнему, пусть и в чужой стране, а мод-жахеды готовились к нему по-своему: рвались на дорогах фугасы, строчили с круч пулеметы, дымили на обочинах боевые машины и грузовики. Боевые действия продолжались повсеместно, особенно на коммуникациях и вблизи них.
Начало года было омрачено тем, что в Мазари-Шарифе 2 января душманы некоего Забиулло похитили группу наших гражданских специалистов (16 человек). Освободить заложников удалось лишь через месяц после высадки десанта в горах, при этом шесть советских специалистов погибли.
Банда Забиулло бесчинствовала на севере Афганистана. Она базировалась в труднодоступном ущелье Мармоль, недалеко от Мазари-Шарифа, где и была проведена операция по освобождению советских специалистов.
Моджахеды не в силах были противостоять советским и афганским войскам в открытых сражениях, они уступали нашей военной силой одерживали верх в борьбе за власть на местах. Многие военачальники почувствовали, что ситуация заходит в тупик.
По-прежнему отмечалась сложная обстановка в зоне "Центр" (провинции Кабул, Логар, Па Каписа и Вардак) и в тех провинциях, которые были расположены непосредственно в приграничных с Пакистаном районах.
В конце июля моджахедами была предпринята блокада Хоста. Провинция Пактия, где расположен этот город, как бы врезается территорию Пакистана, а сам Хост находиться буквально в нескольких километрах от границы. Не случайно в конце июля 1983 года мяте" предприняли отчаянные попытки блокировать Хост, прорубить запасное "окно" взамен утерянного ущелья Панджшер для бесперебойного прохода караванов с оружием, боеприпасами из сопредельных территорий Пакистана. Заключение временного перемирия с отрядами Ахмад Шах Масуда вынуждало побыстрее пробить этот коридор.
Итак, еще раз взглянем на карту, посмотрим где гибли наши ребята. В январе эпицентром боевых действий стала провинция Логар, к югу от Кабула. Весной и в начале лета они переместились чуть южнее, в Газни. И вновь вспыхнули на западе - в районе Герата. Сложная обстановка складывалась, как отмечалось, вокруг в Пактии.
В сентябре в донесениях, сводках замелькала провинция Лагман. А к зиме боевые переместились в район Суруби, восточнее столицы и совсем близко от нее, и в Нангархарскую долину, (уезд Сурхуд).
Лидеры оппозиционных партий упорно рвались к власти со всех сторон, а наш ограниченный контингент, собственно говоря, поддерживал власть НДПА штыками.
В "похоронках" этого года чаще всего называются географические точки: Кундуз, Пупи-Хумри, Кабул, Герат, Шинданд, Кандагар и другие. Обратите внимание: почти все они расположены на двух магистралях, пересекающих страну с севера на юг.
Закончился четвертый год афганской войны!.. Ситуация в этой многострадальной стране зашла в тупик. К такому выводу не трудно было прийти. Даже в центре Кабула иногда обстреливали дома, в которых жили военные и гражданские советники.
Впоследствии генерал-полковник в отставке Ю. Тухаринов, бывший первый командующий 40 Армии, высказал свое мнение: "Конечно, я не представлял тогда, что с этой самой минуты начнется длительная, растянувшаяся почти на десять лет так называемая афганская война. Мы думали, что наше пребывание в Афганистане будет временным, весьма недолгим, что оно принесет облегчение дружественному народу".

Афганские хроники. 1983 год.
Войсковые операции и общие сводки по 1983-му году

«Основным стрелковым оружием были автоматы Калашникова китайского и египетского производства, американские винтовки, автоматы и гранатометы западногерманского, английского, шведского и израильского производства. Широко, использовались крупнокалиберные пулеметы ДШК, минометы калибра 60-82 мм. С 1983 года стало появляться большое количество противопехотных и противотанковых мин: итальянских, американских, английских. Наиболее широко применялись, мины и пластмассовом корпусе, а также фугасы с дистанционным управлением и радиоуправляемые мины. Часто использовались и мины-сюрпризы кустарного производства...»

2 января - в Мазари-Шарифе душманы похитили группу (16 чел.) наших гражданских специалистов.Освободить их удалось только через месяц, при этом шестеро из них погибло.
боевые действия в провинции Логар
апрель - Операция по разгрому отрядов оппозиции в «ущелье Ниджраб» (провинция Каписа). Советские подразделения потеряли 14 человек убитыми и 63-ранеными.

«Осень - Впервые отряды оппозиции не ушли на зиму на отдых в Пакистан и Иран. Началось создание укрепрайонов и баз непосредственно вАфганистане. На конец 1983 г. всего имелось 212 специализированных центров и пунктов подготовки мятежников 1178-на территории Пакистана и 34-в Иране), позволяющих осуществлять подготовку свыше 75 тыс. человек в год.

За год - в похоронках чаще всего называются: Кундуз, Пули-Хумри, Кабул, Герат, Шинданд, Кандагар...»

ДАННЫЕ ПО ОКСВА

Безвозвратные потери - 1446 чел.
Ранения и заболевания - 4127
Уволено из Вооруженных сил (по ранению, травмам и заболеваниям) - 945
Потери: Танков-13, Бронетехники-186, самолетов и вертолетов-37

Афганские хроники. 1984 год.
Дмитрий Смирнов
http://army.lv/ru/afganistan
Краткая хронология событий


                                                               1984 год
Потери личного состава СССР за этот год - 2343 солдат и офицеров.
Пятый год пребывания 40-й Армии на афганской земле опять-таки не дал обнадеживающих результатов. Военно-политическая обстановка складывалась ни в пользу правительства ДРА, ни в пользу правительства СССР. 1984 год по накалу противостояния превзошел предыдущие, о чем свидетельствуют и потери рекордного количества офицеров - 305. В полтора с лишним раза больше, чем в предыдущем году. 
"Желтуха" (гепатит) по-прежнему собирала богатую дань, не учтенную сводками... Из письма водителя Г. В. Гришакова: "...Немного о жизни в полку. У нас сейчас эпидемия желтухи, в роте за 2 месяца заболело 12 человек... У нас бани не было уже месяца четыре, моемся в арыках. Но скоро и в них воды не будет".

И опять моджахеды угрожали преимущественно со стороны пакистанской границы. На этот раз (вслед за блокадой Хоста) их особое внимание привлек Ургун. По той самой причине - близость к заграничным базам. Отрезать Ургун с прилегающими селениями от страны - значит создать необходимые условия для вживления корня, на котором могла произрасти идея автономии, расчленяющая ДРА на неконтролируемые властями территории.

Можно сказать, год открылся Ургунской операцией. Ведь до того времени город был в изоляции: в аэропорту практически не мог сесть безнаказанно ни один самолет - душманы "Стингерами" блокировали небо уездного центра, прервав его сообщение и с Кабулом, и с соседними провинциями. 
На разблокирование бросили крупные правительственные силы. Бок о бок с ними сражались советские подразделения. В зоне племен, особенно в Пактии и Пактике, опять же прилегающей к пакистанской границе, моджахеды чувствовали себя единоличными хозяевами.

В Кабуле постоянно чувствовалось напряжение. Вооруженные стычки, обстрелы с гор, в том числе и ракетами типа "земля-земля", диверсии вошли в распорядок дня, как молитвы муэдзинов с многочисленных минаретов. Страдали от них преимущественно мирные жители.

Судите сами... 21 марта взорвалась подложенная бомба в Кабульской мечети, взорвалась в то время, когда никаких солдат в ней и не должно было быть. 3 июня контрреволюционеры взорвали автобус с пассажирами в центре столицы: оказавшиеся поблизости репортеры снимали факты с места события. В начале сентября душманы взорвали бомбу в международном аэропорту. Тоже пострадали невинные. На кого рассчитывалась провокация? 
По заявлению авторов злодеяний, попавшихся на месте преступления, их якобы "заставили", "обманули", "запугали", им щедро платили. Сколько?

Впрочем, нельзя утверждать, будто боевые действия активно велись в той или иной части страны. Фактически они распространились на всю ее территорию. Наиболее горячими точками в 1984 году, помимо названных, были зеленая зона Кандагара - на самом юге, и города Герат, Хост с прилегающими уездами - на западе.

Ахмад Шах Масуд, командующий Пандж-шерским фронтом, как он называл себя, и Гульбуддин Хекматьяр со своими отрядами не уходили далеко от главной коммуникации Хай-ратон-Кабул и перевала Саланг. Они кружили по одним и тем же местам - нападали, заметали следы и опять появлялись. Корреспондент "Нью-Йорк тайме" так характеризовал организатора и вдохновителя сотен кровавых расправ, вожака ИПА - Исламской партии Афганистана: "ИПА возглавляет бывший студент инженерного факультета Кабульского университета Гульбуддин Хекматьяр, благочестие которого заметно по выражению лица - иностранцы никогда не видели, как он улыбается".

Действительно, вряд ли человек способен изобразить хотя бы подобие улыбки, если лицо корчит гримаса ненависти. Ведь именно благочестивый Хекматьяр разработал для своих подручных кровавый "ценник": за каждого убитого солдата афганской армии - семь тысяч, партийного активиста - до 15 тысяч, офицера - 30 тысяч, за уничтоженный танк - 100 тысяч афгани. На "шурави" устанавливался повышенный коэффициент.

Панджшерская долина на протяжении всей войны была эпицентром жестоких схваток. Не удивительно: ведь все отдавали себе отчет в том, что достаточно перерезать пуповину - дорогу через Саланг - и осложнится не только положение развитых в промышленном отношении северных провинций, в блокаде практически окажется Кабул, вся страна.

Отсюда понятен интерес моджахедов и к Герату: через него лежал путь от советской Кушки к западным провинциям ДРА. Завладеть им - значит перекрыть еще один источник советской помощи, открыть свободный доступ со стороны Ирана.

Но вернемся к Панджшерской долине... Массированная операция против окопавшихся здесь партизан, седьмая по счету, началась 21 апреля 1984 года. Называют такие цифры: в ней участвовало 11 тысяч советских и 2600 афганских военнослужащих, 200 самолетов и 190 вертолетов. Однако и таких сил оказалось недостаточно. Приходилось полагаться, по признанию очевидцев, на умение, выучку и беспредельное мужество солдат.

Несмотря на мощную концентрацию сил и на этот раз ликвидировать отряды Ахмад Шаха не удалось. Им лишь нанесли существенные потери.

В этом же году душманы оживились на трассе Кабул-Джелалабад (к востоку от столицы) и в Кандагарской провинции (на юге страны). Они настолько обнаглели, что 31 августа даже совершили налет на Кабульский аэродром.

События в Афганистане стали одним из главных источников международной напряженности и недоверия.

В прошедшем 1984-м году отмечена наибольшая активность боевых действий, а соответственно возросли и потери. Генерал-полковник Г. А. Стефановский отмечает: "...боевые потери и ранения офицеров почти в два раза (в расчете на тысячу человек) превышали цифру потерь среди солдат и сержантов. С одной стороны, в этом сказывалась избирательность, особая охота душманов за командно-руководящим составом, а с другой (и это, по моим наблюдениям, главное) - офицеры не прятались за спины подчиненных, лично вели их в бой, поднимали в атаку".

Как уже отмечалось, к концу 1983 года стало очевидно, что возникла в Афганистане тупиковая ситуация. В 1984 году это не вызывало никаких сомнений. Потери большие, движения никакого (по разрядке обстановки), оппозиция ни на какие встречные шаги не шла. Линия руководства Афганистана того времени не отличалась гибкостью, хотя были шансы наладить контакты кое с кем из оппозиции.

Бабрак Кармаль позднее, когда уже был не у руля власти, с желчью заметил:

- Я был "козлом отпущения" за исторически непоправимую ошибку советского вторжения.

Дм.Смирнов