Регистрация | Вход
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 5 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Модератор форума: Vikont, NIKITA  
Форум » Форум для общения » общение на актуальные темы » Бойцы вспоминают минувшие дни...
Бойцы вспоминают минувшие дни...
luna71176Дата: Вторник, 12.09.2023, 10:57 | Сообщение # 61
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 252
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Боевым награждается орденом…
(но каким?)
   Выкладываю выдержки из книги Владимира Лукинова «Кандагар: как всё начиналось… Взгляд лейтенанта»,  где описывается «чёрный день» 27 апреля 1980 года  первого рейда на Тиринкот по сопровождению колонны с продовольствием. Первый бой 1 МСБ, первые потери…
В этот же день погиб замполит 1 мср лейтенант Вячеслав Захаров.



Черный день
 27 апреля 1980 года. Черный день. Первые потери в батальоне. Первый настоящий бой роты. Первый
наш раненый. И первый мой бой, в котором я не был. Бой - непонятный, неумелый, комом, как первый блин. Но запомнился он не этим, а неожиданной отвагой солдат, поразившей всех офицеров. Это было открытие! Рухнули все стереотипы! Оказалось, что те "пацаны", которых мы ругали, "воспитывали", даже самые последние разгильдяи, - золото нашей армии! Мы словно прозрели.    Это все, что осталось в моей памяти, засело в ней навсегда. Нет хронологии, точных деталей, одни ощущения...         Перед нами - все таже деревня. Там, в садах, на окраине, ведет бой 1 рота. Оттуда долетают шальные пули, натужено жужжа на излете. Забавно: мне они напоминают больших и важных
шмелей, которых так много по весне в России.    Стоим в колонне с"друзьями", ждем приказа. На душе - смесь тревоги и азарта. Спрыгиваю с брони: сидеть невмоготу, надо чем-то заняться. Кто-то говорит, что только что погиб замполит 1 роты Захаров. Не верю абсолютно!    "Убит Славка Захаров" - бред какой-то! Да его я только сегодня видел! Нас не могут убить!
Из штаба - озабоченный ротный: "Ну-ка, комиссар, давай в машину! Не хватало, чтобы и у меня замполита убили! Значит, это правда...
   Надо довести до солдат геройскую гибель замполита - вспоминаю я как учили нас в училище. Быстро
беру "боевой листок" и пишу: "Бойцы! В бою геройски погиб замполит 1 мср л-т Захаров. Отомстим врагам за его смерть!" отдаю листок в первую машину с приказом прочесть и передать дальше. Передать не успевают. Приходит наш черед.    Разворачиваемся в боевую линию уже под огнем. "Друзья" - в пешем порядке, идут с неохотой, пригибаясь и шарахаясь от каждого куста. Приходится спешиться нам, иначе не выполнить задачу.
   А я до вечера "пережевываю"прошедший бой - не могу успокоиться. Нет Славки Захарова... Раз - и нет! Как, оказывается, все буднично и просто. Жизнь ничего не стоит, ни твоя, ни чужая.    Обычно убитых выносят с поля боя к перевязочной, там - на вертолет, а дальше - госпиталь, морг и - на Родину... А мы идем дальше! Нет прощаний, нет похорон, и у нас психологически остается ощущение, что он не убит, а просто ушел куда-то, навсегда. Словно с поезда сошел случайный попутчик, с которым уже успели хорошо сдружиться: ехали, пили чай, играли в карты. Но вот, пора - его станция: ничего не поделаешь, надо прощаться! Настоящее горе будет там, в России...    Так ушел от нас и Славка. Кроме него, в 1 мср, погибли рядовые Шуиншалин Угайдулла и Куликаев Михаил.
   У каждого когда-то был свой первый бой. Но наш - особенный. Он был первым для всех. Не было рядом, как будет потом бывалых, обстрелянных, опытных, способных поддержать, подсказать, предостеречь...    Мы все были новобранцами и опытными должны были стать сами, кому повезет в первом бою...    Мысли роятся, в голове - сумбур. Всего день прошел, а я словно стал старше на десять лет! И даже, вроде бы, стал что-то понимать в этой жизни, но вот что?

   Во всесоюзной Книге памяти написано, что лейтенант Захаров В.В. посмертно награждён
орденом Красной Звезды. Встречал информацию, что В.В. Захарова как и других погибших в том апрельском рейде офицеров, представили посмертно к ордену Красного Знамени.  Это командира взвода 9 мср лейтенанта Морозова Дмитрия (погиб 26.4.80),  командира взвода 7 мср лейтенанта Нефёдова Александра (погиб 28.4.80), инструктора по ОПР политотдела бригады капитана Чечеля Владимира (погиб 30.4.80).  Орденом Красного Знамени посмертно был также награжден рядовой Чаплыгин Алексей (погиб 26.4.80) из 9 мср. Ещё девять погибших в том рейде были награждены посмертно орденами Красной Звезды.
   Однако в книге Олега Криволапова «Политработники в Афганистане», в приложении  №3 приводится список выпускников Новосибирского ВВПОУ, павших смертью храбрых в боевых действиях на территории Афганистана. Ниже привожу выписку из этого списка.

   Из неё следует, что Вячеслав Захаров был награждён посмертно орденом Ленина, который передан на хранение в музей училища. Это получается уже третий вариант награждения погибшего офицера. Попытки прояснить ситуацию и покопать в интернете результатов не дали.
   Так каким же орденом был в действительности награждён Вячеслав?    С этим вопросом я обратился к Владимиру Лукинову. На что получил ответ: «Орден Ленина. Но это тоже не 100%, так как знаю со слов комбата».

   Возможно кто-либо сможет прояснить ситуацию и подскажет уже на 100%. К слову за весь Афган орденом Ленина были награждены 103 человека (порядка полсотни посмертно), не считая 86 Героев Советского Союза, кому эта высшая награда страны вручалась вместе с Золотой Звездой.
Прикрепления: 8853291.jpg (35.0 Kb) · 9761764.jpg (90.4 Kb) · 2891445.jpg (125.9 Kb)


Равнодушие страшнее войны
 
luna71176Дата: Среда, 13.09.2023, 11:41 | Сообщение # 62
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 252
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
В чём мы воевали        
  
   Начнём сначала. В книге Владимира Лукинова«Кандагар: как всё начиналось… Взгляд лейтенанта»  после описания первого рейда, а это был рейд на Тиринкот по сопровождению колонны с продовольствием  23-30 апреля 1980 года, следует  «Разбор полётов».  В этом разделе В.Лукинов подробно описывает экипировку наших военнослужащих в бригаде первого времени афганской войны.
Разбор полётов.  
    «Наконец, мы - в бригаде. Приковыляли. Зато теперь можно поесть,помыться и главное, поспать как люди!    Захожу в палатку со странным чувством: словно вернулся домой после долгой разлуки. Судя же по слою пыли на кровати - меня не было лет десять.    Вешаю автомат у изголовья, стряхиваю пыль и с наслаждением падаю на койку! Красота! "Подруга дней моих суровых..." Как все же мало нужно человеку для счастья! Жив остался - уже счастлив. А жив, здоров, да на любимой коечке - счастлив абсолютно! Оказывается, чтобы начать радоваться любой мелочи, нужно просто снизить запросы!    Первым делом, ставим технику, заправляем, чистим оружие, моемся и ... пришиваем погоны! Правда нам, вскоре, их придется опять спарывать, затем вновь пришивать, спарывать... И, когда этот маразм стал вызывать у народа истерический смех, командование спохватилось и о погонах "забыли".    А мне в голову неожиданно пришел идиотский вопрос: если следовать этой логике, зачем тогда солдатам блестящие латунью пряжки? Где глубинный смысл? Мозги - набекрень: пряжки были частью нашей жизни. Еще с "кадетки" я крепко-накрепко усвоил: "пряжка должна блестеть как у кота яйца!" За недостаточный ее блеск можно запросто было схлопотать наряд вне очереди или лишиться увольнения в город. Каждое утро, на осмотре, обходя строй, старшины рот придирчиво рассматривали пряжки, сверяя их с лишь им известным "кошачьим" эталоном: достаточно ли блестят? И те сияли, пуская по стенам солнечных зайчиков! Для этого каждый из нас имел в кармане "бархотку" - кусок
шинельного сукна, натертый пастой ГОИ. Обладатель крохотного ее "обмылка" считался почти куркулем. Для остальных же, в военторге продавались специальные тюбики "Осидола", едко пахнущие нашатырем. Каждая наша свободная минутка шла на пряжку, куда там коту! Старшины спуска не
давали. Сколько туалетов было отмыто, сколько полов отдраено, и вот теперь, оказывается,
ничто не должно выделяться и блестеть! Годы труда - насмарку!   
   Конечно, пряжки никто закрашивать или снимать не стал, но было очевидно: наша форма безнадежно устарела. Современный бой требовал другого: иной системы переноски боеприпасов,
удобной, незаметной, одинаковой для всех формы и накладных карманов, чем больше, тем лучше. Разложить и рассовать все, что оказалось нужным в бою, было сложновато. Особенно ИПП, который должен быть постоянно под рукой, и, желательно, не один! Но куда его ни сунь, он тут же вздувал карман уродливым пузырем, стесняя движения.    Класть же ИПП во внутренние нагрудные карманы - вообще позориться! Я свой держал в полевой сумке, а та, как обуза, всегда валялась в БТРе. К счастью, так и не сгодился.
  А куда еще мостить сигналки и дымы? На ремень, где уже и так тяжелым грузом висят гранаты, магазины, фляжка? С каждым шагом, колыхаясь, вся эта гирлянда постоянно сползала вниз, собираясь гармошкой на животе. Кургузый кителек тогда неминуемо вылезал из-под ремня, позорно обнажая интимные детали нашего туалета. Это придавало всем вид босяцкий, жалкий и совсем не боевой.    Очевидное неудобство формы стало для меня неожиданностью. Как же так? Ведь всегда говорили, что у нас - все самое-самое! Ну ладно мы, что дают, то и носим, а вот всякие там НИИ, целая академия Тыла, они-то куда смотрели, о чем думали? Словно все успокоились и закостенели в летаргическом самоупоении Великой Победой!
   Ведь даже у афганцев форма удобнее! А сколько уже было военных конфликтов в мире - спрогнозировали бы, а нет - так хотя бы, разведали, срисовали! Но кому это все надо? Ведь на
складах, наверное, еще старой формы - под самую крышу. Носить - не переносить!   
   Но "кипел"я зря. Какое-то колесико на "верху" крутанулось и, однажды, к нам приехал тыловик-генерал изучать вопрос. Собирали офицеров по-батальонно. Дошла очередь и до нас. Генерал внушал доверие: деловой и не по-генеральски демократичный. Всех внимательно выслушивал и записывал. Сразу обнадежил: "там" проблему знают. Поставлена задача в короткие сроки разработать новую полевую форму. Просьба высказываться. Нас прямо-таки распирало от собственной значимости! Наконец-то к нам прислушались! Мы ощущали себя настоящими вершителями моды. Генерал поблагодарил всех за помощь и улетел. Но формы мы так и не дождались. Зато получили сапоги! Экспериментальные, из сверхнового резино-пластика! Отечественная разработка! "Супер-сапоги" оказались шедевром: сверхлегкие, сверхкрепкие и непромокаемые. Подумалось: все же могут
наши, когда захотят! В Карелии, в очереди за такими сапогами, удавилсь бы! Но, как оказалось, в Афгане сапоги не "пошли" - не "дышали"! Ноги в них потели ужасно, покрываясь красной, нестерпимо зудящей сыпью. И эксперимент провалился.    Находчивые бойцы,чтобы не пропало "добро", посрезали с них голенища, прорезали дырочки, и "супер-сапоги" превратились в шикарные пляжные "супер-шлепанцы"! Благо "пляж", пустыня Регистан - под боком! Вещь оказалась незаменимой: старались ученые не зря. При первой же возможности все скидывали сапоги и давали ногам "дышать". А водители
БТР не снимали их даже в бою!    Все опять вернулись к старым и добрым кирзачам. Я же продолжал носить офицерские яловые, из толстой кожи, с подошвой на микропорке. Они не рвались в клочья от колючек как хромовые, а подошва идеально цеплялась за камни. Поэтому я долго не переходил
на наши неудобные и корявые берцы. А уж в том, что носки лучше портянок, меня не переубедит никто!    Носки в воюющей армии, да с нашим убогим снабжением, если только каждый день их не стирать- чушь собачья. А кому это надо? Да и найдется ли хоть у кого-то на это время по полям, по горам: стирать, сушить? Я уже носил носки: два года, в Суворовском. Постирать их удавалось не всегда, а меняли носки только в бане, раз в неделю.    Уже через пару дней,они становились противно липкими, а воняли так, хоть клопов трави! Любимая наша забава тех дней: бросать носки об стену, чей дольше провисит? И, ведь, прилипали! Высохнув, такие носки стояли колом. А, не дай Бог, разуться где-то в гостях, - позора не оберешься! То ли дело портяночки! Вспотела нога - перемотал портянку насухо и - ходи себе! И так, хоть сто раз на дню!    Летом, в Афгане лучше всего было носить кроссовки: идеальная обувь! Особенно ценились наши, кимрские, простенькие, но надежные.   
   Не дожидаясь обещанного генеральского, которого, как известно, "три года ждут", "форменный" вопрос мы стали решать сами. Смекалистый народ обратил внимание на брезентовые плавжилеты из ЗИПа БТР. Повытаскивали из них наполнитель и - разгрузка готова! Влезало в нее целых 13 магазинов по кругу! Одно неудобно: те, которые со спины - не достать, надо снимать жилет. Но зато - как душу греют! Запасец в бою - не помеха! Гранаты с подсумками все равно таскали на ремне.    А вот, когда в ротах появились трофейные китайские швейные машинки, тогда начался настоящий модельный бум! В каждой каптерке с утра до ночи стрекотали ротные "кутюрье" пришивая, ушивая и зашивая. Латались прохудившиеся на штанах коленки и задницы, а уж всякими карманами - хоть увешайся! Только ткни,
куда, и через минутку у тебя - карман! С тех пор, моя полевая форма - кроссовки и маскхалат КЗС (комплект защитный сетчатый) с карманами для карты, ИПП и дымов. Идеально для пустыни: сетка хорошо продувается, но если лазить по кустам - живет не долго.    С тех пор в рейды мы стали ходить, кто во что горазд. В ЦРУ, наверное, ломали головы и пили валидол. Попробуй-ка разберись, там, а Афганистане - одна Советская армия или целая "сборная" из других? Сразу вспоминается дремучий армейский анекдот: США знают о нашей армии все, кроме распорядка дня и формы одежды.   
   Но такая вольница касалась только рейда. В бригаде форма соблюдалась. Офицеры обычно ходили в рубашках без галстука, галифе в сапоги, в фуражке или панаме. Некоторые - в брюках х/б "мабуты" с туфлями.
   А еще, офицерам выдали диковинку - солнцезащитные очки! Вот, что, оказывается, есть у наших
"плюшкиных" в "закромах", - только поищи!    В крепкой роговой оправе, с хорошими стеклами, надежные, как все отечественное, очкам бы цены не было, если бы не одно "но". Не "смотрелись". В сравнении с западными "суперменскими" из афганских дуканов, мы, в своих очках, казались себе учителями - "ботаниками", архивистами-буквоедами, а не боевыми офицерами, грозой душманских зеленок. Но очки, ни наши, ни "суперменские" так в армии и не прижились. Наверное, не тот
менталитет. В очках щеголяли только самые "понтовые".   
   После первых рейдов мы забросили и каски. Как оказалось, правильно. С тем вооружением, какое в то время было у душманов, каски были лишь обузой. Неудобные, тяжелые, плохо сидящие на голове, с бестолковым и грубым креплением, каски на афганском пекле нагревались как сковородки. Носить их, уповая на призрачную защиту, добровольцев не было».


Равнодушие страшнее войны
 
luna71176Дата: Среда, 13.09.2023, 11:57 | Сообщение # 63
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 252
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Продолжение
Владимир Лукинов описывает первый боевой опыт бойцов и офицеров нашей бригады и, конечно, он имел колоссальное значение. В последующие годы обмундирование и экипировку совершенствовали как сами, так и наше военное ведомство. Но всем хотелось чтобы это происходило не так медленно и печально. В марте 1983-го я прибыл в бригаду, получил х/б, панаму и кошмарную «мабуту».


Офицеры-сапёры на заняти в ППД.
Справа А.Пилипенко, в руках мечта сапера того времени металлический щуп.

Многие офицеры и прапорщики в бригаде носили солдатские парадные хромовые ботинки
вместо «мабуты». Они были легче и удобнее. В зимнее время офицеры и прапорщики в ППД носили п/ш с портупеей, сапоги и фуражку. Перед выходом на боевую операцию проводились строевые смотры и форма одежды тщательно проверялась. По окончанию смотра войска моментально переодевались кто во что  горазд. Но предпочтение отдавалось маскхалатам или химическим КЗС  и кроссовкам. Разделённого на курточку и штаны, с пришитыми карманами маскхалата в среднем хватала на одну операцию. Их перешивали на трофейных швейных машинках, которые имелись во всех
подразделениях. Кстати маскхалаты шли по инженерной службе и поэтому у нас (сапёров) они были в достатке. Также носили офицерские рубашки с брюками х/б. На голове панама или обрезанная из панамы типа бейсболки. Зимой носили солдатские бушлаты без знаков различия. У механиков танковые куртки. Духовские разгрузки были в то время большой редкостью и для магазинов использовали плавжилеты из техники или шили что-то подобное сами. Ни о какой ещё «афганке»  и слышно не было.    Впервые «афганку» мы увидели в 84-м на комбриге и заместителях. Затем переоделось управление бригады. В декабре 84-го я заменился, так её и не примерив. Офицеры и прапорщики нашей ИСР получили её в только 85-м.

Офицеры и прапорщики ИСР после получения "афганки" (1985г.)
После прихода  в 84-м батальона спецназа мы очень завидовали их удобной и можно сказать красивой форме песчаного цвета. Достать такую "песчанку", считалось большой удачей.

Слева командир 6 мср к-н Позняк М. в "песчанке", остальные соответственно и Лизка.

   Ещё очень ценились в народе чешские хромовые берцы в которых ходили афганские офицеры. Что касается касок и бронежилетов, то на боевых бойцов заставляли их носить. Было время, когда после гибели кого то, требовали представить пробитый бронежилет. Это был, конечно, бред и он продержался недолго. Кстати списать бронежилет было очень трудно, а их иногда просто теряли. Поэтому командиры подразделений нередко обращались к нам, сапёрам, чтобы списать «бронник» на подрыв.
   На боевых форма была очень вольной. Кто чего где достал, кому как было удобно. А фантазия у наших парней была очень богатой. Вот как В.Тюрин в книге «Солдаты Кандагара» описывает подготовку ДШБ к Панджшерской операции весной 1984 года:
«Хуже было с вещевым обеспечением. Просили горное обмундирование, рюкзаки, ботинки, но кроме  обыкновенного хлопчатобумажного обмундирования, сапог и вещмешков ничем сверху помочь не могли. По крайней мере, так нам сказали: нет на складах. Поэтому бойцы сами шили себе разгрузки, доставали в спецназе берцы, мабуту, маскхалаты, покупали кроссовки, то есть всё делали для того, чтобы им было удобно ходить на войну».
   И это для батальона, который находился в резерве командующего на крупной армейской операции. Что же тогда о других говорить. В 1985 году личный состав бригады был переодет в «афганку» и приобрёл можно сказать божеский вид. Хотя на операции, думаю, так и продолжали в основном ходить в чём удобно. Не сомневаюсь, что на эту тему у многих есть что рассказать и дополнить. Буду только рад продолжению.
Прикрепления: 3059635.jpg (31.0 Kb) · 8680063.jpg (320.7 Kb) · 7532506.jpg (178.9 Kb)


Равнодушие страшнее войны
 
Форум » Форум для общения » общение на актуальные темы » Бойцы вспоминают минувшие дни...
  • Страница 5 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Поиск: