Бойцы вспоминают минувшие дни...
|
|
luna71176 | Дата: Пятница, 11.11.2022, 15:27 | Сообщение # 31 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
|
Начальник штаба бригады ноябрь 81-июнь 83 Владимир Голунов: Я прочитал воспоминания Черножукова о гибели Сергея Герасимчука.....! Это был первый и последний ИХ выезд на боевые действия вместе с Науменко Н.В..! Если желаешь, могу сообщить подробности, т.к. Я был строго наказан за мою ЧАЙКУ, на которой ОНИ поехали....! Науменко исполнял обязанности комбрига и руководил Боевыми действиями из ППД....! Перед обедом приехал кто-то из парт советников и пригласил их в штаб 2 АК в Кандагар на чей-то день рождения, ОНИ засобирались и Герасимчук решил одновременно представиться всему РУКОВОДСТВУ Зоны ЮГ в штабе корпуса и в ООН-овском городке.....! Я это приглашение проигнорировал, т.к. не хотел видеть политработников всех степеней и МЫ с Толей Оглоблиным ( НОО п/п-к Оглоблин Анатолий Алексеевич июн81-мар82,) решили не ехать! Около16-16.30 я по радио дал команду комбатам вывести своих в чистое поле и остаться там на ночь и через город НЕ ПРОХОДИТЬ!!! Вмешался Науменко, послал меня … и приказал КОМБАТАМ возвращаться в ППД и выполнять ЕГО команды...! Я вышел из связи с комбатами и все закрутилось! Все остальное написал Александр Черножуков,- вот такая нелепая гибель...! Шатин М.В. был шокирован, когда узнал об этом, находясь уже в 201 мсд, - сколько раз я ему (Науменко) твердил, сказал ОН, что после 14..00 через город нельзя ехать, оставаться в корпусе, а батальоны - в поле....! Судите САМИ....!!!
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Пятница, 11.11.2022, 15:30 | Сообщение # 32 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
|
ВЕЛИКАМ АХМАДУЛИН
Командир ИСР дек 79-июл81 О последних днях моего пребывания в Кандагаре
Во всех личных моих делах офицера датировано, что я покинул Кандагар в марте месяце 1981г., Но когда мне позвонил нач. ОК бригады к-н Мухитдинов и мне сказал, что я еду в Одесский военный округ, на что я ему ответил, что я отказываюсь и я поеду только в Приволжский (притатарский), ближе на свою историческую родину. Но запись в л/д мартом так и осталась. В начале июля приехал мне на замену ст. л-т Ушмундин из Куйбышева( ПривВО) и пока я сдавал ему должность со стороны моих подчиненных посыпались мне жалобы, что новый ротный начал заниматься рукоприкладством к моим саперам, а я не мог ничего сделать, т. к. я сдавал должность и я был отдан приказом об освобождением от должности. Впоследствии он был снят с должности и отправлен не знаю куда... А улетал я из Кандагара 17 июля в Кабул на вертолете и вместе со мной летел груз-200, командир вертолета (медаль за БЗ), которого расстрелял правый его летчик (орден КЗ) и они начали по пьяне выяснять, у кого больше заслуг в экипаже, почему подчиненному орден, а командиру только медаль. Эти награды им вручал Маршал авиации Кутахов днем раньше. Приземлились в Кабуле и перед вылетом из Кандагара вертолетный полк отдал все воинские почести командиру боевого вертолета... Из Кабула на ИЛ- 76 прилетели в Ташкент (Тузель) и до ташкентского аэропорта цены были баснословные, таксисты- узбеки нас уже ждали.... Добрался до Ташкентского аэропорта....билетов естественно до Казани нет и вокруг одни военные-афганцы. Кто- то за мзду приобретает билет, но их единицы....Публика афганцев негодует и я непроизвольно становлюсь лидером среди них (на груди КЗ). Вдруг приходит человек в форме Аэрофлота и пытается угомонить толпу, а я его посылаю на Х....Он пригласил к себе в кабинет и звонит коменданту Ташкентского гарнизона п-ку Мацко и говорит, что нужно усмирить капитана с Афганистана и просит, чтобы прибыл патрульный наряд (этот тип оказался сотрудником КГБ при аэропорту Ташкента). У меня не произвольно пошли слезы из глаз и он снова набрал номер коменданта гарнизона и сказал, что наряда патрулей не надо, капитан понял свою ошибку.. Потом он куда - то позвонил и сказал, что не нужно митинговать, назвал номер окошка в кассе и чтобы назвал свою фамилию и я получу свой авиабилет до Казани. А кассиры брали мзду до 500 чеков и воинские перевозочные документы не принимали и только просили деньги наличными....Это память мне на всю оставшуюся жизнь!!!!!19 июля я вступил на свою родную землю в 1981 году и моя война в Афганистане дли меня закончилась навсегда. А Афган мне до сих пор снится 2-3 раза в неделю......
С уважением ко всем моим друзьям Ахмадулла Кандагарский 73 года Казань!!! БУДЕМ ЖИТЬ, ХРЕН ДОЖДЕТЕСЬ!!!!! Первый командир кандагарской инженерно- саперной роты. Майор в отставке, ЧЕСТЬ ИМЕЮ, отставной майор (есть песня, кто знает)
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
kraftik1902 | Дата: Воскресенье, 13.11.2022, 21:01 | Сообщение # 33 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 74
Статус: Offline
| Продолжение Артиллеристы, надо отдать им должное, пытались как могли вытащить и спасти хоть какую то часть техники. Смелый мужик на МТЛБ, цепляя оставшиеся машины и орудия, вытаскивал их из огня, отводя их в безопасное место. Спустя минут 15 взорвалась еще какая- то машина, снова обдав огнем, дымом и пылью всю улицу....Пробираясь по развалинам, за первыми же стенами от дороги начали находить в руинах засыпанных кирпичем и землей наших бойцов-артиллеристов. Их было около 15 человек, многие были с ранения, все с сильнейшими контузиями и с ушибами. Многие долго не могли прийти в себя,не могли говорить, с белыми от пыли лицами, рваным обмундированием. Вытащили их в безопасное место и на БТРах отправили в бригаду. Когда перестало взрываться и разошлась пыль стали обходить улицу. Вид конечно был жуткий. Воронки от взрывов на месте практически испарившихся машин, усыпанная вся неразорвавшимися снарядами, обломками машин и железа, почерневшая улица с рядами развалин домов вызывала тягостное впечатление. Возле остова одного из сгоревших Зилов лежало обугленное, без головы, одной кисти и части ноги тело. Останки второго тела были разбросаны подальше. Позже, картина боя более-менее прояснилась. Духи открыли огонь по батарее ГРАД, но пусковые установки успели проскочить, удар приняли транспортно-заряжающие установки и транспортные Зилы с запасом снарядов ГРАД, Видимо в некоторых машинах были снаряды, уже приведенные в ОКСНАР вид, но не реализованные. Когда подбитые машины встали, встала и вся колонна. Бойцы выскочили из машин, залегли, начали отстреливаться. Но когда загорелись кузова машин с ящиками с боеприпасов, поняли, что дело дрянь и бросились в дома напротив и за дувалы...Это их спасло. От огня начали срабатывать реактивные снаряды, начавшие вылетать пачками из горевших машин в разные стороны, взрываясь в ближайших домах и уничтожая другие машины колонны. Несколько РС разлетелись по городу, даже попали на территорию штаба афганского корпуса. Так было потеряно (точно не помню) около 15 зилов, 2 МТЛБ и 1 орудие. Погибло и было ранено несколько местных афганцев. Кстати, 31 января 1982года, почти на этом самом месте душманы устроили засаду, атаковав КШМ с командованием бригады. Погиб начальник политотдела бригады, 2 бойца, а замкомбригу оторвало ногу....
Луна: Исходя из информации от А. Черножукова, что в тот день погиб командир взвода 9 мср А.Вехтев, то это произошло 28.10.1981г. В этот же день погибли бойцы артдивизиона Хрюкин и Заторский.
|
|
| |
luna71176 | Дата: Понедельник, 14.11.2022, 14:07 | Сообщение # 34 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
|
Сергей Иванов: Это целая история. Весной 87, в пустыне за 12 ротой как-то осталась на ночевку «ниточка» наливников. (Они останавливались у нас, если не успевали пройти засветло Кандагар.) Начальник колонны пришёл к нам в гости не пустой и спирт тут же был разлит по кружкам. В ходе задушевных разговоров с ним всплыла одна его проблема. Офицер пожаловался, что никак не может списать машину. Ремонтировать её бестолку, ни движок, ни ходовая ни в 3,14, а списать не может - рама целая.Вот и таскает он на прицепе этот Камаз с 10 (5+5) тоннами соляры... Уже захмелев, предложили ему обмен, мы даём основание для списания машины, а он отдаёт нам пустые бочки наливника и банку спирта. На том и ударили по рукам. Колонна ушла в бригаду и через несколько дней, пустая возвратилась обратно. Не помню, но нашли какую-то причину для того, чтобы она опять остановилась у нас в отстойнике. Пришла очередь рассмотреть фотографию внимательней. На ней мы с бойцом забиваем агитационные снаряды, которые через полчаса отдадим артиллеристам и те, когда колонна была уже за нами, по команде выпустили их над духовскими кишлаками за бетонкой. Тысячи листовок накрыли несколько кишлаков. Колонне в это время дали команду переместиться подальше от места обычной стоянки, людей убрали всех в укрытия и ответка от духов не заставила себя долго ждать. Наверно минут через двадцать-тридцать в сторону отстойника из зеленки полетели РСы. Наши связисты тут же доложили на ЦБУ в бригаду, что по 12 роте и ниточке наливников ведётся огонь реактивными снарядами, ответным огнём двух Д-30х,танка и БМ-21 пытаемся накрыть цели на позициях духов. В очередном докладе на ЦБУ было передано, что прямым попаданием РСа уничтожен наливник с бортовым номером (может кто из самой колонны вспомнит сейчас тот номер?) Когда духи перестали стрелять, начальник принёс спирт, а две пустые бочки были сброшены с машины, которую отогнав в сторону сами же расстреляли и подорвали для отчетной фотосессии. Рама там явно шла на списание. (Эти снимки у меня тоже где-то есть.) Спирт тут же пошёл на обмывание удачного списания автомобиля без потерь личного состава. Одну бочку потом распилили вдоль пополам и устроили из них бассейны. Вторая.., впрочем это уже не важно и это совсем другая история. Кстати, подобным же образом, чуть позже была предотвращена проверка нашей роты какой-то кабульской комиссией. Нам сообщили, что в пустынную роту едет с проверкой какое-то высокое начальство и тогда мы так же запустили листовки, когда эта комиссия прошла Синджарай и съехала в пустыню. Когда же они появились на горизонте, заставу стало накрывать снарядами и колонна остановившись в нескольких километрах, наблюдала за этим зрелищем со стороны. Сработало, потому, что через некоторое время БТРы проверяющих развернулись и поехали обратно в бригаду. В отчете о проверке было сказано, что у нас все нормально. Интересно, что в своих отчетах они тогда написали о себе?
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Четверг, 17.11.2022, 09:40 | Сообщение # 35 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
|
Фото прохождения кандагарской зеленки колонной наливников. Из архива Сергея Иванова, не относится к событиям описанным ниже.
Владимир Макин: ... 3 июня бензовоз с Кишкинахуда не свернул с бетонки в пустыню, а поехал прямо, его подбили и водителя забрали. Это было напротив заставы ПТР (командовал заставой грузин - фамилию забыл, потом брат Мирон - л-т Миронов), мы ездили к бетонки, но никого не нашли. Позже комбат Жилин через старейшину Сенжерая добился выдачи тела водителя.
Сергей Иванов: Я был на той броне старшим. Выехали никого не предупредив, потому, что первыми увидели машину на бетонке, а время терять было нельзя. Шаланда летела по дороге и духи по ней долбили с той стороны. Мы на БТРе пошли ей наперерез по степи. Опоздали можно считать на минуты. Уже затемно духи подбили наливник у Панжваи, попав во вторую бочку. Машина съехала в нашу сторону, но там открытое пространство и водитель, видимо, чтобы укрыться перебежал на ту сторону, где виноградники. Когда подъехали, в кабине ничего не было, кроме котелка. Я достал его и тогда только вышел в эфир и передал комбату наше местонахождение и фамилию бойца нацарапанную на котелке. Потом духи начали стрелять. Сначала издалека. Тогда с двумя или тремя бойцами мы переползли на ту сторону в виноградники и попытались голосом привлечь внимание водителя, но он не отзывался и не обозначил себя. Потом приехал комбат и Коба на танке. Пытались организовать более широкий поиск, но ночь-темнота и духи мешали. Позже Коба всадил снаряд в первую бочку и с ЦБУ нам дали приказ отходить. На следующий день пытались договориться с духами и предлагали им обмен, но они опять нас обстреляли. И на следующий уже день подбросили на дорогу труп водителя.
Админ: Просмотрел списки погибших по Афгану в период 1-4.6.87г. Больше всего для того водителя бензовоза о котором шла речь выше подходит погибший 4.6.87 младший сержант Сенченко Иван Владимирович - 446-й оавтб пг 59-й абрмо. Записан как погибший в результате обстрела колонны в провинции Кандагар.
Сергей Иванов: Володя Макин помнит дату - 3 июня, а Сенченко погиб 4 го. Да и на котелке кажется эта фамилия была. Он значит. Прости, братишка, не успели... Сергей Иванов: Скорее всего дату правильно указали. Третьего он был жив, но мы его не нашли. Четвёртого не отдали. Четвёртого, на переговоры были привлечены подразделения, по моему Шиндантского полка, возвращающегося из Кандагара после совместной с ними армейской операции. Утром я снова выехал к подбитой накануне машине вместе с шинданцами. Показал машину, место и рассказал ком полка и их переводчику обстоятельства ночного боя. Предположил и предупредил комполка, что после нас подходы к машине могут быть уже заминированы. После этого вместе с переводчиком начали по громкой «Алла Пугачева» предлагать духам обмен. В это время ком. полка, не смотря на предупреждение зачем-то отправил к наливнику МТЛБшку, которая не доезжая метров тридцать подрывается. А духи открывают по нам плотный стрелковый и минометный огонь. Стало понятно, что на обмен они не пойдут. Командир полка передал о потерях и нам прислали пару грачей, который с первого же захода нанесли БШУ по духам. В эфире мы стали перехватывать духовские сообщения и переводчик нам сказал о десятках погибших у них в результате этого удара...Тело водителя нашли на следующий день на той же дороге ближе к Синджераю. По нему было видно, что парня сильно пытали. Так погиб водитель того наливника мл.с-т Ваня Сенченко, забрав с собой десятки духов.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Пятница, 18.11.2022, 11:01 | Сообщение # 36 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
|
Мой первый рейд Написано лично Федором Ивановичем Рошиору Мы почти еженедельно выходили в боевые рейды . Все перемешалось - и названия аулов , районов где действовали да и конкретных командиров и бойцов которые участвовали, забыл . Но мой первый рейд запомнился на всю жизнь . Это был рейд в 1980 году в апреле месяце на Теренкот. Город был разделён горной рекой ( к сожалению забыл как назвалась ) на две части. Правая сторона с центром и администрацией находилась под властью моджахедов, а левая сторона города, где находился полевой аэродром удерживала народная Армия. После месячной подготовки и отработке вопросов взаимодействия с афганскими командирами нам была поставлена задача. Совместно с афганским пехотным батальоном и наши усиленным 1 и 3 батальоном моими танками и арт. и двумя батареями - арт дивизиона сопровождать колону с гуманитарной помощи в количестве 100 афганских машин " бурбухайки " и гражданскими афганскими водителями. Мы прибыли в Кандагар и разделили на каждый батальон по - 50 машин. Построили колонны и поехали по двум маршрутам. Но через перевал соединялись и первый должен был пройти - 1 батальон, затем - 3 батальон. Но было предательство со стороны офицеров афганцев . Басмачи знали наши планы, маршрут движении и дату начала движения. Соответственно они подготовились основательно. Перевал был заминирован и организовали боевые позиции. Но наш " БАТЯ " Шатин разработал запасной план план действия и маршрут. Накануне за два дня наши комбаты в том числе и я полетели на верталетах на рекогнесцировку по запасному маршруту. Афганцы об этом не знали. И вот когда 1 батальон подъехал к перевалу басмачи открыли огонь. На входе по серпантину подорвался первый танк на мине. Батальон развернулся и начили бой за перевал. Шаг за шагом захватывали перевал, но до ночи не успели. Наш Шатин дал команду 1-му батальону остаться, завладеть днем перевал, а 3-ему батальону с гуманитарной помощью по запасному маршруту продолжать движение на г.Теренкот. Маршрут был трудно проходим, медленно но продвигались. Впереди ехали взвод танков и один с лопатой расширяли и очищали дорогу. Ехали всю ночь. Зашли в горы и продолжали движение. Басмачи поняли, что мы их обманули и рванули перерезать нам дорогу. Выходить из гор нам осталось буквально - 15 км. Но суки все-таки одна ихняя группа успела и заняла аул Илбак. Они заминировали одну скалу и подготовили к подрыву. Когда они взорвали скалу мой танк был напротив. Начался камнепад. Все таки один большой камень попал в мой танк между ведущим колесом и задним катком. Мы двигались на первой передаче. Вот и я погнул два зуба венца ведущего колеса. Ехать было невозможно. Кое-как освободили дорогу хорошо, что было место . Колона пошла дальше, а я с танком и моим БМП - нач. штаба своего и БТР моего нач. меда -- остались ремонтировать. Они нас охраняли. Мы отсоеденили гусеницу и начали выравнивать зубы. Выровняли и поставили ведущее колесо, как тут начали по нам басмачи стрелять, Мы соответственно не только из пулемётов их угощали, но из пушки тоже. После трех выстрелов из пушек они перестали стрелять. Или от страха или не знаю от чего, но гусеницу поставили на место за доли минут. Откуда силы взялись -- до сих пор непонятно. Построил свою колону из трех машин и поехали. Подъехал к аулу Илбак и наблюдаю картину. Четыре машины с хлебом ( одна с мукой, а три с мешками с пшеницей ) передние колеса стоят в маленький горный арычок, а водители сбежали к басмачам. Они оставили машины им.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Пятница, 18.11.2022, 11:02 | Сообщение # 37 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
| Продолжение
Впереди две машины десантников наши вели огонь по Илбаку . Как выяснилось все таки группа басмачкей успела закрепится в этом ауле. Они пропустили основную силу, а эти машины отрезали . Аул был из 10 домов, а посередине шла наша дорога. Соответственно я со своими двумя машинами танком и две десантуры окружили с одно стороны аул и выкурили (убили ) - 8 басмачей. Но и аул пострадал от моей пушке. Слава богу что аул был заброшен. Люди не проживали в нём. Вытащили эти застрявщие машины с хлебом. На трёх посадили своих бойцов, которые могли водить ( мой наводчик орудия, мой нач мед и ещё один десантник. ) А машину с мукой мы мешки загрузили на боевые машины на башни и трансмисии, на мой БМП и БТР, на десантные машины и поехали с этих проклятых гор. Когда выехали на простор по дороги встречали подорваные машины, которые наши бойцы охраняли и одновременно ремонтировали . Было ещё светло. Я выбрал ровное место с хорошим обзором и остановился . Стали ждать отставших от колонны. Послал одну десантную машину оповестить тех людей чтобы назначить место сбора . До вечера собрались - 35 машин разного калибра. Я пытался доложить комбригу место своего нахождения и оставшихся сил. Привезли одного офицера, артиллериста, раненого в ногу и одного убитого нашего солдата. Хорошо, что нас сопровождали вертолетчики. Сигналами ракет я посадил один вертолет и отправил раненого офицера и за одно передал записку комбригу где я нахожусь. На второй день КОМБРИГ утречком прислал к нам развед .группу для сопровождения чтобы не заблудились . Прибыли на аэродром Теренкота благополучно и доложил командиру. За одно узнал, что накануне при попытке взять вторую половину города был ранен комбат - 3 Повхан Фёдор Федорович . А представитель Москвы из Ген. Штаба ( какой-то генерал ) обиделся, что с ходу не могли взять город, улетел в Кабул и наказал комбрига. Когда возьмём город -- передать по радио и он приедет. Комбата-3 отправили в госпиталь, а меня назначил командовать его обезьянами ( так назвал любя своих солдат, комбат - 3) . Вечером разработали план взятия города. Создали две группы. Одна отвлекающая на центральное направление где был мост и вторая группа - ОСНОВНАЯ ударная где я возглавлял--ударить с о стороны города где они не ожидали. Разведка нашла узкий брод в реке, а саперики срезали на своей ИМР-ки крутой берег где смогли спускаться танками и БТР-ами.
Cтас Циленко в центре Стасик Целенко с берега поддерживал нас огнем и мы переправились на тот берег и зацепились за край города. Пока переправлялись завоевывали плацдарм наступила ночь . Я доложил комбригу, что назад не смогу подняться на тот берег, просил разрешения оставаться на завоёванном плацдарме. Он дал ДОБРО -- но что-бы я организовал круговую охрану. Что и сделал. Когда мы зацепились за край в городе началась паника . А ночью почти все население покинуло город. Утром после арт. подготовки моя группа пошла в наступление. Но сопротивление было слабое. За 2 часа взяли город без потерь с нашей стороны. С их стороны были - 23 убиты. В центре города я и комбат пехоты афганцев позывной " Тоофанг" приняли капитуляцию от зам бургомистра--- ШАШКУ на белой простыне. Символ того, что город сдаётся .
Комбат Ф.Рошиору, комбриг М.Шатин Доложил командиру и он приехал к нам. 1 и 9 МАЯ праздновали в городе Теренкот. Наши ремонтники отремонтировали им мельницу. В эти дни начал возвращаться народ. Распределяли гумманитарку гражданам. Начались по немножко братания. Установили народную власть. Когда брали город в группу отвлекающую действовали танковые взвода лейтенантов Мангердова и Шакирова . Когда подошли к мосту линейный танк, что ехал впереди Шакирова провалился в волчью яму. Марат свои танком проехал через него и закрыл своей броней чтобы не подбили из гранатомета и начал вести огонь, а двумя танками, тросами вытащили провалившийся в волчью яму танк. Вот такие подвиги мои ребята совершали.
Марат Шакиров В центре на заднем плане
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Пятница, 18.11.2022, 11:07 | Сообщение # 38 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
| Продолжение
Фото из архива Н.Поспелова
Вспомнил ещё один эпизод в этой операции.. Для усилении основной боевой группы , я попросил у БАТИ одну "Шилку" и взял с собой. Пока сапёры срезали берег реки - делая спуск для танков и БТР-ов я вёл наблюдение за ЗЕЛЁНКОЙ, что была слева от него. По середине этого насаждения росло большое пушистое дерево. Про себя подумал, что в нем можно организовать хороший наблюдательный пункт . О том что там мог засесть снайпер не думал, потому что опытный снайпер такую огневую позицию не будет занимать из-за качания дерева при порывах ветра. При выстреле можно промахнуться. ТАК - вот, когда переправа была готова и мы начали переправляться, а Стасик - ком.минометной батареи прикрывал огнём, по броне " чвакнули " две пули . Я даю команду командиру " ШИЛКИ". А ну-ка братец обработай своими стволами это дерево. Я впервой, с восхищением увидел результат короткой стрельбы. Середина этого дерева осталась без листов и что-то там висело. Послали двух водителей с мин.батареи на ГАЗ-66 осмотреть что там было. Через - 15 мин приехали и привезли разбитую снайперскую с прицелом винтовку и на словах передали, что там ещё валяются куски разорванного человеческого тела. После этого я всегда, когда убывал в рейды просил у комбрига дать " Шилочку", где она нам очень помогала - в "ЗЕЛЁНКЕ " особенно.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
kraftik1902 | Дата: Понедельник, 21.11.2022, 21:23 | Сообщение # 39 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 74
Статус: Offline
| Из кандагарской курилки ded, 09.12.2010г.
Привет Кандагарцы! Вот зашел сегодня в курилку что бы рассказать о прибытии в бригаду. Хотелось и раньше это сделать, но рука не поднималась этого сделать. Потому что лучшее воспоминания это когда ты уже дома. Так что, думал-думал, а почему бы не в курилке./Во время службы в ней столько по на рассказывали./ Прошу не судите строго. Начну не много из далека. Было это в апреле 1985г. Начались отправки в Афган. Все бегали, узнавали куда он направлен. По чему то Кандагар среди всех от правок считался гиблым местом. В последнею очередь с формировали сборную команду в Кандагар, со всех Ашхабадских учебок./Кто там был помнит что писали в блокнотах:"Нету в мире хуже ада чем учебки Ашхабада." Назначили старшего. Ст.л., уже по бывавшего за речкой.\Хороший мужик.\ У нас он командовал взводом секретчиков\ реалисты\.Артиллеристы знают, что это такое. В бригаде они бывали наездами. Привезли всю компанию на Ашхабадский аэродром. Выгрузились между какими то ангарами. До отлёта часа 2-3. Старший построил всех и говорит:"Мужики, вон забор, но чтобы через 2ч. были все здесь на месте. Только осторожно. Не попадитесь." Повернулся, и пошел в сторону каких то зданий. Мы долго не решались, мин.2-4. Но потом потихоньку начали сваливать.\Хочу заметить. Была возможность совсем свалить. Но все вернулись на место.\ По чему то очень хотелось пива. В первых 2х пивных над нами по прикалывились местные продовцы, а может и правда пива не было. В другой мы уже не выдержали и объяснили куда мы сейчас улетаем. Пиво нашлось сразу и нас коль-ко я помню бесплатно. Ну погуляли там не далеко\что бы не засветиться перед патрулём\, поднабрались конечно хорошо. Вернулись на аэродром. А там уже подогнали самолёт \если не изменяет память ТУ-134,при чём со звездой на хвосте. И ещё, по моему, больше как после нас ТУшки не летали в Кандагар.\ Нас построили. И глядя на нас таможенник говорит старшему:"Ну их на ... Они же весь самолёт об блюют. Давай их назад. Завтра отправим." Старший оглядев весь строй отвечает:" Делать больше не чего, туда сюда их возить. Солдаты, выдержат." На том и порешили. Досмотр и в самолёт... Летим... Честно говоря мы тогда не соображали вообще как опасен перелёт. И ни столько из-за того, что пьяны, а по незнанию. И вот снижаемся. Все оживились. Мне повезло, я сидел около иллюминатора, с левой стороны по ходу движения.\Правда крыло чють-чють мешало.\ Заходим на ВВП. С правого борта аэропорт. Не доходя до земли метров 100, проносимся над ВВП и с резким набором высоты уходим на раз ворт через левый борт. В этот момент я успеваю заметить: людей, технику, дома, в далике какие то строения \бригада\. В салоне возбуждение. Мы в не понятках. 2ой заход. Чють-чють не дотрагиваемся до ВВП. Я даже виде следы торможения, людей бегущих куда то. Опять резкий набор высоты. Такой же разворот. В этот момент я вижу какие то всполохи \3АрБ\, поднимающиеся вертушки. 3ий заход. Коснулись ВВП и опять в верх. Вертушки уже крутят над горами, на склонах гор разрывы. 4ый заход. Сели... Остановились в конце ВВП. Выходим. Весёлые. "Вот это класс как мы садились." Весело. Не далеко стоят дембеля. Ждут посадку. Домой. Смотрят на нас как то странно. Мы проходя мимо них весело так \ ума ещё нет, ни чего не знаем, не понимаем\:"А что мужики тут правда стреляют" А они нам:" Чё ржоте? Вас придурков уже 3и раза в воздухе обстреляли." До сих пор не знаю: правда или они пошутили. Весёлость правда поубавилась. А когда приехали в бригаду. И увидели на плацу \тогда мы ещё не знали что это плац\ стоят машины, и в них грузятся ребята в темпе вальса с полной выкладкой. То наша бравада совсем зачахла. Ну а потом карантин, распределение, и в перёд на мины. Мужики на последок прошу не судите строго. Это мои первые впечитления. И ещё давайте вместе напишем нашу историю службы, нашей бригады. В друг, а вперёд всего и правда что она пригодится другим покалениям. Оглянитесь вокруг,что творится. Вспомните себя, как слушали своих дедов. На чём и как воспитывались. Ведь и правда: " НИ КТО-КРОМЕ НАС!" Во сказанул-да!
|
|
| |
kraftik1902 | Дата: Четверг, 08.12.2022, 19:46 | Сообщение # 40 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 74
Статус: Offline
|
Александр Довгань зкпч 11 мср (авг87-авг88) Расстояние от с/з Звезда до с/з ГСМ около 7 км... На этом участке было таким образом поставлено три заградительных полосы. В 87-88 годах мы называли его - забор. На карте, которая есть у меня в альбоме "За речкой" эти заборы обозначены простым карандашем, серыми линиями вдоль дороги со стороны зеленки. Это места наиболее интенсивно обстреливаемые духами. На ходу никто не отстреливался.. Я имею ввиду 87-88 годы... Колонны "пролетели" этот отрезок пути на максималке... А по духам в это время "работали" бойцы сопровождения (заставы. экипажи БТР и танков, расчеты артиллеристов). А корректировали огонь бойцы с выносного поста "Памир"... Авиация бомбила зеленку... Ну, а остановившиеся по техническим причинам машины с колонны или подожженные духами, толкали ближайшими БТРами сопровождения в безопасное место или сталкивали на обочину... Там было относительно безопасно, так как минометы духов тоже доставляли много неприятностей.. Когда дорога под нашей охраной была, засад не было... А в дни, когда "сопровождение" не выставляли, да... Самым незащищенным местом был Нагаханский поворот. Дорога проходит по высокой насыпи, а с обеих сторон поля - виноградники, где духи строили огневые точки и вели огонь из кяризных колодцев... Так, в начале сентября 87 на Нагаханском повороте около с/з "Пилот", в засаду попала шишига, на которой пр-к Кабаченко с водителем (фамилию запамятовал не наш боец, минометчик) ехали на Элеватор за хлебом. Им на помощь выехал наш БТР с Элеватора во главе с замкомбата... Я выехал на второй броне, когда подбили первую... По итогу этой засады, погибли двое: Ваня Писарук - водитель БТР и замкомбата... Писарук сразу, а замкомбата от потери крови... Ранены были и другие участники этой западни... В броне с замкомбата был наш санинструктор - Коля Михайлов (слава Богу, жив по сей день...) Колонны (любые) всегда ходили под нашим прикрытием. Может быть раннее было по другому? Об этом говорить не могу. Ну а проезд нашего "руководства" всегда сопровождался нашим хаотичным беглым огнем перед духами, чтобы создать пылевое облако...
|
|
| |
luna71176 | Дата: Четверг, 15.12.2022, 10:35 | Сообщение # 41 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
| "Генеральский рейд"
Из дневника замполита 4 мсб Иванова С.Е.: 18 ноября Уходим на операцию. Меж собой её называют «генеральский рейд». Вроде бы нашего генерала в полёте сбил ведомый – духовский начальник, где то в районе Гильменда, выше нас км на 300-400.
С 18 по 26.11.85 взяли Ислам-гору. Обошлось даже без жертв. Ушли на Гильменд в составе бригады. Все вроде бы ничего, но переход по вражеской территории все же ничего хорошего не несёт. Топлива впритык, боеприпасы экономим, еда есть, но в основном либо свинина, либо уже изрядно надоевшие консервы. В деревне, название не помню, полно свидетелей того, что при отработке целей в районе кишлака, ведомый, пустил ракету в ведущего. Из самолёта ведущего выбросился лётчик. После приземления бросил парашют и пошёл в кишлак. В кишлаке ему по приказу духов устроили"бойкот". Ни пить, ни есть, ни разговаривать, при появлении - всем бежать. Тот бродил - бродил, расстрелял все патроны из ТТ. Разделся, но его связали и раздели до гола, пистолет оставили при нём, не забрали. А за сутки до прихода бригады застрелили и закопали прямо на дороге. Так сказали «духи». И действительно,ниже нашего батальона метрах в 150 на ближайшей к нам кишлачной дороге при прочёсывании кишлака, один из сарбосов увидел зеленую корочку на пыли, Оказалось,что это какой-то документ лётчика. Под документом земля копаная. Там же его и нашли. Еще и разлагаться не начал.
Власов Николай Андреевич - советник командующего ВВС Республики Афганистан, генерал-майор авиации.
В августе 1985г. направлен в Афганистан с должности заместителя командующего ВВС Белорусского военного округа по боевой подготовке и военно-учебным заведениям. 12 ноября 1985 года самолёт МиГ-21бис, на котором генерал-майор авиации Н.А.Власов выполнял боевой полёт в районе города Кандагар, был сбит ракетой переносного зенитно-ракетного комплекса. Ему удалось катапультироваться,но при спуске на парашюте он был обстрелян душманами и погиб. Н.А.Власов является самым высокопоставленным советским летчиком, погибшим в Афганистане.
22 ноября 1985 года генерал-майор авиации Власов Н.А. похоронен на Северном кладбище в городе Минск (Беларусь).
В ноябре 1985г. наша бригада участвовала в поиске сбитого самолёта и лётчика. Думаю, что участники тех событий помнят как это было и дополнят информацию. Странно вообще то, что на место падения самолета сразу 12 ноября не отправили группу на вертолетах, а затеяли целую операцию по поиску с 18-го. Возможно не было должной информации.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Понедельник, 26.12.2022, 10:29 | Сообщение # 42 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
| Новый год в Афганистане
Приближается очередной 2023 Новый год! Много воды уже утекло с тех пор, когда будучи молодыми ребятами, воины-кандагарцы встречали Новый год в бригаде или на точках. Давайте вспомним как это было. У каждого это было по разному. Так получилось, что 1984-й год я был на реабилитации после желтухи, а перед следующим Новым 1985-м годом заменился и на католическое Рождество 25 декабря 1984г. был уже дома. Всех однополчан с наступающим Новым годом! Здоровья всем, мира и добра!
Вот фотография из архива замполита 11 мср (87-88) Александра Довгань с подписью "Встреча Нового 1988 года на "Элеваторе" в роли Деда Мороза - Игорь Надыршин КВ-2"
Новогодний стол.
В комментариях к ней: Юрий Третьяков: Si-Si пьют, молодцы, мы 84-й встречали в камышах под каким-то кишлаком под обстрелом южнее кяризов у пакистанской границы вправо к пустыне. Двое сбежали с ДШБ, а мы поехали их искать. Андрей Воронков: Все встречали Новый год!!! Более всего мне запомнился на ОЛИМПЕ 86г. Залп одновременно из ВСЕГО, что могло стрелять. А какие гирлянды вешала Артиллерия - класс!!!
По информации от Дмитрия Шевцовав первых числах января 1983г. он прибыл по замене в бригаду. Когда представлялся комбригу Мещерякову узнал от него, что недавно погиб дневальный под грибком (вроде из 1 мср) от обстрела со стороны афганской части. При общении несколько человек подтвердили, что случай с гибелью дневального действительно имел место в это время. Я и сам помню, что рассказывали в бригаде о таком случае. Кажется после этого комбриг приказал чтобы дневальные под грибком находились в каске и бронежилете. Предположительно этим дневальным мог быть ряд. Сергей Хомич, умерший от ран 08.01.1983г.. В. Верема, 5 мср: Да это действительно был ряд. Сергей Хомич... он действительно был ранен в новогоднюю ночь когда стоял под грибком... умер позже в госпитале... это был первый погибший с нашего взвода в Афгане... мы были в одном взводе в "карантине" по подготовке водителей БТР г.Орджоникидзе Северная Осетия, во взводе было 20 человек с Донецкой обл и 20 с Харьковской обл. 17 декабря 1982г. прилетели в Кандагар и были распределены по подразделениям... Сергей попал во 2 роту... Вот такой получился Новый 1983 год в нашей бригаде...
А вот так, из воспоминаний командира ИСР Великама Ахмадулина, встречали Новый 1980-й год: 29 декабря 1979, после З50-километрового марша через Герат, наша походная колонна прибыла в Шиндант. Здесь мы разбили палаточный лагерь, но в палатках никто не спал: было холодно - минус 12 градусов. В новогоднюю ночь все грелись в кабинах машин, в кузовах, накрытых брезентом, у костров. Хлеб и продукты подвозили на вертолетах, вода тоже была привозная.
Н.Маньковский: В ночь на 81 год смотрели Пираты 20 века, Плиев (начальник ПО) привёз из Кабула штук 10 фильмов.
А.Волков, старшина 2 тр: На Новый, 1981 год, моя 2 танковая рота была в наряде. было два караула, деж.и пом.деж по бригаде, деж. по кпп и ктп. Вот и весь праздник. 31 декабря 1980 года на утреннем построении комбриг Шатин лично предупредил всех, что если на Новый год будет хоть один выстрел или выпущена хоть одна сигнальная ракета, то он лично будет любить всех в извращенной форме. Но... то что творилось при наступлении Нового года описать сложно. Стреляли все, на аэродроме, в бригаде, на всех точках охранения вокруг бригады, в воздух летело всё. 1 января на утреннем построении Шатин немного поматерился, повозмущался, и на этом всё закончилось.
На фотографии из архива С.Купцова. Новый 1982 г. Юра Аникин привёз подарки на Дальний привод. Пустыня в сторону Спинбульдака, там был наш пост. Каптёр выступил Дедом Морозом. Сверху: Ю.Аникин, мой второй механик Режепов, медик ТБ (забыл фамилию), ниже командир 3 взвода 1ТР Михаил Строганов. Протянул руку на фото Шавкет Шомансуров.
А. Скородилов: 84 год встречал в ЗРАБатре!!! Классно было! Вся бригада встречала. Стреляли со всего, что можно было!!! Такой салют был, который первый раз в жизни видел!!! Столько радости и эмоций было не передать. А 85 встречал в госпитале, в тифозном отделении. Заболел после рейда, вроде на Калат ходили, точно не помню. Ребята меня нашли в каптерке, без сознания. Пил делагил, чтобы сбить температуру. Всё таки заболел брюшником, тяжёлой формы, еле выкарабкался, на 20 кг похудал. 25 декабря я ещё лежал в палате тяжело больных. Мне ребята принесли упаковку SiSi. Я пару баночек выпил и мне стало плохо. доктор прибежал, что пил-ел, я ему и сказал что выпил.Он мне говорит, дурак, что ты наделал, у тебя весь кишечник в дырочках, не дай бог лопнет от газов. Короче спасибо ему большое, вытащил с того света. Дай Бог ему здоровья!!! А мне оставалось в тот день ещё полгода до дома.
31 декабря 1986 года в результате обстрела заставы Элеватор был ранен и 1 января 1987 года скончался от полученных ран ряд. Чернышов Алексей из 3 батареи АДН. Что произошло тогда на Элеваторе?
А.Шохалевич: В 86 г 31 декабря был смертельно ранен Алексей Чернышов , родом со Ставропольского края . 1 января в 4 утра умер в госпитале .
31 декабря 86 года после обеда пошла колонна афганских наливников, барбухаек без сопровождения и без какой либо дистанции. Напротив горки где позже выставили заставу 1007 их духи одну за одной начали жечь. мы стали стрелять по группам духов напавшим на колонну, корректировали огонь наши с горы Сургар, позывной на то время "Памир".Тут же духи начали обстреливать нашу заставу РСами и с минометов. Алексея сразу от разрыва мины вблизи контузило, то ли щебенина в лоб попала(была небольшая шишка на лбу) и с груди осколком, как рикошетомвырвало кусочек кожи с мясом. Мы отволокли его в укрытие, сами побежали к орудиям. Дальше его перевязывали деды. пока мы были на огневой (обстрел продолжался) Леха то ли в шоковом состоянии находился, все рвался на огневую. деды его отговаривали, но он не слушал, сорвался, только подбежал к орудию, наклонился чтобы взять гильзу. и тут две мины разрываются метрах в 10 от них. Богдан Пирус водитель Урала ранение в голову, а Алексея в бок. осколок перебил кожаный ремень, который стягивал бронежилет и попал в кишечник. В бригаду их отвозили наверное через пустыню, потому что наливники эти жгли и по темну. Машин 50 сожгли.
Взвод материального обеспечения 1 МСБ. Встреча Нового 1983 года.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Среда, 28.12.2022, 09:22 | Сообщение # 43 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
| Пушки с моторчиком
Меня заинтересовало обсуждение каких-то "пушек с моторчиком" в воспоминаниях офицеров, которые входили в Афганистан ещё в составе 373 МСП. Привожу его ниже.
Константин Кернац: Ты ведь был в АДНе, Миша, и должен помнить как выставляли пушки с моторчиком и как на них реагировали афганские гости? Забыл их название. Но как сейчас помню и остались в памяти. Михаил Чубук: С зампотехом Коваленко испытывали их. Мотор мотоциклетный К-700, а коробка передач - 2 скорости вперёд и назад, железная скамейка как на плуге. Так и катался перед афганской делегацией - молил бога чтобы не заглохло. Один такой движок мы сняли и сделали электростанцию. Тогда заводили на 1 час перед отбоем - цивилизация. Константин Кернац: Нашел название СД-44. Обычная 85-ка называлась Д44, а этой прибавили самоходная. Великам Ахмадуллин: Эти пушки и я помню, они противотанковые, времен ВОВ, командиром батареи был ст.л-нт Сергей Савченко, а батарея, как ни странно называлась - батарея ПТУРС. Вот наш долбо...м, ведь с ними вошли в Афган, потом эти пушки вывели и в замен им на вооружение поступили ПТУРС на базе БРДМ, я ещё помню, как Серёга радовался новой технике. А двигатели мотоциклетные и металлическое кресло предназначались для быстрой смены огневой позиции на поле боя. Я всего этого не знал, пока доходчиво мне не объяснил Серёга. Кстати, в Тата-Париже мы с ним жили напротив друг друга и дружили семьями. Я пытался найти его по инету, пока безрезультатно, но он заменился в Николаев.
Итак, "Пушки с моторчиком" - это действительно были СД-44 85-мм самодвижущаяся противотанковая пушка. Для наглядности приложу несколько фотографий этих пушек из интернета. Вот этот "зверь" о котором шла речь выше.
Погрузка СД-44 в вертолёт. Фотографии из интернета.
ТТХ СД-44: Масса этой пушки - 2250 кг. Мощность двигателя - 14 л.с. Дальность стрельбы - 15 км. Запас хода по шоссе - 220 км. Макс. скорость по шоссе до 25 км/час. Расчёт - 5 чел.
Спасибо кандагарцам-первопроходцам за воспоминания.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Четверг, 05.01.2023, 09:29 | Сообщение # 44 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
|
"Кангдагарские зарисовки 3" Александр Кадыгриб: Сержанты 3 ПТВ Андрей Загуляев и Петя (фамилию не помню). Привал во время рейда. Из-за плеч выглядывают выстрелы к огнеметам "Рысь". На ребятах модные среди старослужащих головные уборы, сделанные из панам и плавжилеты снаряженные автоматными магазинами. Нагаханский поворот, лето 1983 года. Андрей ушел на дембель весной, а Петя погиб в августе 83 на Кокаране. Из рассказа сержанта взвода Юрия Андрейченка. Взвод выставился без происшествий и ожидал прохода колонн. Обстановка не предвещала ничего плохого, все было как обычно. "Духи", если они и находились неподалеку, вели себя спокойно. Когда первые КамАЗы с топливом выкатились на удобное для обстрела место, громыхнули выстрелы из гранатометов. Но "духи" не рассчитали, колона "наливников" несмотря на плотный огонь, проскочила отрезок без потерь. Бой затих. Лишь когда взвод начал сниматься с точек снова начался интенсивный обстрел. Командовал на одном из трех БТРов сержант Петя. Лишь только бойцы его группы заскочили на броню, как одна из гранат попала в борт БТРа. С "броника" всех словно ветром сдуло. Несколько ребят сразу получили легкие ранения, а внутри машины вспыхнул огонь. Под плотным обстрелом мы сумели вытянуть из БТРа тяжелораненого Эдуда Арджикова (его спас бронежилет, принявший на себя большинство осколков) и раненого водителя Андрея Андреева. Пламя быстро распространилось на всю машину. "Броник" заполыхал, словно факел. Пока опомнились, осмотрелись, все ли спаслись, заметили, что нет Петра (он находился на переднем сидении). Сержант, наверное, был или тяжелораненым, или уже мертвым. Подойти к пылающей машине не было возможности, как и вытащить товарища: начали взрываться боеприпасы.
Просмотрев Книгу памяти и списки потерь мы установили фамилию погибшего сержанта Пети, им был Чумак Петр Николаевич, погибший 13 августа 1983 года. Светлая память...
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Четверг, 19.01.2023, 15:24 | Сообщение # 45 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 385
Статус: Offline
| Аккашкаров Игорь Анатольевич В сентябре 1982 г.направлен в Республику Афганистан в 70-ю отдельную мотострелковую бригаду г. Кандагар. Службу проходил в танковом батальоне в должности командира 1 танкового взвода 1 танковой роты. За проявленное личное мужество и отвагу 23 января 1984г. награжден медалью «За отвагу», двумя орденами Красной Звезды, вторым – посмертно. Погиб 4 мая 1984г. Похоронен в с. Филиппове Ордынского района Новосибирской области 12 мая 1984г.
О своём командире вспоминает Владимир Козлов (член экипажа танка № 301 И.Аккашкарова):
О том дне, когда мы попали в засаду. В 2012 году, у нас была встреча кандагарцев в Минске. И ребята из пехоты мне говорили, что когда наш танк подбили, они были на близлежащей горе и видели, как душманы бежали к танку. И, что они отгоняли душманов из АГС. Наш механик-водительмне потом рассказывал, ( когда я вернулся из госпиталя) что он не мог запрыгнуть в люк механика, так душманы стреляли по нему из автоматов, и бежали к танку, с разных сторон. А потом он каким то чудом запрыгнул. Может быть он и не знал, что пехота прикрывала его. А ездили мы в том районе не скажу, что часто.Может пять раз успели всего. Мы ездили и проложили дорогу по старому, высохшему руслу реки, там душманы не ставили мины, и не ожидали нас там встретить.В этом русле, которое проходило в пустыне, когда шёл танк, его почти не было видно. И один раз мы раздавили гусеницами танка, противотанковое орудие, душманы тащили эту пушку в зелёную зону, к себе. Мы выезжали на бетонку и шли уже на полном ходу, сидя всем экипажем по походному. Душманы разбегались, как тараканы. Это видел и я и ребята, да сам Игорь видел. Он был настоящим воином. И очень умным. Я там на войне очень многому у него научился. На войне надо научиться перехитрить врага. И неожиданность. Игорь всегда так делал. Враг не ждёт, не ожидает, а это уже победа. Хоть и очень трудно было. Как я в первый раз попал в экипаж Игоря. Я ещё был совсем зелёный солдатик. Не помню не числа не даты этого дня. Это было в то время, когда я ещё мало чего умел, и был мало востребован, как заряжающий орудия. Как-то утром пришла не очень хорошая весть, что где то на границе с Пакистаном попал в засаду наш кандагарский спецназ. И туда в срочном порядке вышли три БТРа. Ждали их возвращения. Но ни кто не возвращался. Поступило сообщение по связи, что пехота, которая ушла на помощь, тоже попала в засаду и их зажали. Они тоже просят помощи. Тогда я стал заряжающим у Игоря Аккашкарова в первый раз. Мы выдвинулись на трёх танках. Не помню сколько мы ехали времени. Но вот впереди показались три наших БТРа. Они стояли сгоревшие на дороге. А в небольших кюветах лежали наши солдаты, слава богу живые. Лежали, и им видимо было не поднять головы. А мы все по походному сидим на броне. Они нам кричат, что бы мы залезли в танк. И тут рядом с нашим танком три или четыре взрыва. Мы развернули пушку и дали два выстрела в ответ. Уже стало смеркаться. Пехота зашевелилась, стали залезать на танки. Среди них наверно были и спецназовцы. Игорь показал мне маленький пистолет браунинг. Ему подарили наверно спецназовцы. Игорь говорит, надо успеть до темна добраться до своих, иначе нам не выйти оттуда. Мы зацепили сгоревшие БТРы и поехали домой в бригаду. Приехали когда было уже совсем темно. Я был болен желтухой, но ни кому не признался, что заболел. И только после этого пошёл лечиться. Вот так я в первый раз попал к Игорю. Потом я был в экипаже Игоря Шульца, а потом уже опять у Аккашкарова. До самой его гибели. Вот на этом фото у Игоря на голове переговорное устройство которое он сделал сам. Я помню как он наматывал изоленту. Тангенту и наушники взял с танкового шлемофона
Когда стояли на Элеваторе, то ездили на сопровождение. Духи минировали всё и вся. Была там горка- очень хорошая позиция для танка. Каждую ночь духи минировали её. И добираться было тоже проблемно, хоть она была не далеко от бетонки, но мины. Так Игорь придумал, и мы танком накатали дорогу прямо по кладбищу афганскому. Духи не ставили мины на своих мертвых. Но горку минировали каждую ночь. Много наших саперов там погибло. Но позиция была очень хорошей. Я и после гибели Игоря много раз там бывал. Можно было покрывать снарядами огромные площади. Афганцы нам потом говорили, что когда мы уезжали с горки, духи подгоняли автобус и грузили от 20 до 25 убитых и раненых своих, почти каждый раз. У нас не хватало людей и порой воевать было не кем. Экипажи были не полные. Иногда приходилось ездить не в четвертом, а втроём. Игорь был за командира и наводчика, я заряжающий, а за механика одно время с нами ездил зампотех батальона. Он дружил с Игорем. Мне нравилось с ними воевать. Как то в рейде, может на Махаджири или Пальмухамед, в атаке на душманскими позиции, Игорь не успел приподнять пушку, потому, что был за двоих, и мы пушкой зацепили песок. Что делать??? Надо выгребать банником. Весь фронт душманский ощетинился огнём. А нам надо чистить пушку. И пришлось всем втроём вылезать под огнем духов. Не скрою страшно было. Но повезло нам тогда, никого не зацепило.В книге памяти об Игоре написано, что он принимал участие в нескольких операциях. Наверно имеется ввиду рейды. Я так скажу, почти каждый наш выезд это бой. А их было бессчетное количество. Операции, рейды не так часто. А сопровождения часто. Не успеем приехать бывало, надо ехать в засаду, приезжаем из засады, опять где-то жгут нашу колонну. А он парней берёг и ехал сам. А я в его экипаже. Еле успевал порой снаряды загрузить, как опять куда то уезжали. Я было, оброс весь, волосы длинные были. Они у меня выгорели все, кудрявые такие. Афганцы на меня пальцем показывают и говорят- ханум.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |